Модель формирования региональных автодорожных сетей

Социально-экономическая модель формирования региональных автодорожных сетей
В.Е. Федоров

Раскрывается проблема неудовлетворенности населения, предприятий и организаций автомобильными перевозками, предлагаются пути ее решения и впервые вводится понятие формирования социально-экономической модели автомобильно-дорожных сетей.

модель формирования региональных автодорожных сетей

К сожалению, хотя эффект от развития сети автомобильных дорог в стране (любой) очень велик, но он отнесенный, т.е. проявляется не сразу, а через какое-то время и, в подавляющей своей части, не через дорожное хозяйство (хотя и тут эффект высок и виден наглядно), а через другие отрасли хозяйства страны, через подъем уровня социального развития и жизни населения, через увеличение оборонных возможностей государства и даже через решение его экологических проблем. Это затрудняет осознание пользы от расширенного дорожного строительства для большинства экономистов и руководителей, так как отсутствует взгляд в будущее страны, в перспективы ее развития.

Но нужны не отдельные автомобильные дороги, а целая сеть дорог. Здесь, естественно, возникает вопрос: что из себя представляет сеть дорог, когда возникает эта сеть, при каком количестве дорог и когда число дорог становится вполне достаточным и, наконец, излишним (дороги стоят дорого, и лишние затраты тоже не нужны).

Важным вопросом, касающимся развития сети дорог, является возможность объезда возникающих по разным причинам заторов на дорогах. Таким образом, имеющийся набор автомобильных дорог не обеспечивает выполнения перечисленных выше функций сети дорог. Проезд обеспечен с частыми перебоями (по погодноклиматическим условиям, по техническим и иным причинам). Скорость движения автотранспорта низка. Предельно высок уровень аварийности на дорогах. Уровень комфорта движения, хотя и повышается, но еще далек от мирового.

В чем причина такого положения? Если не касаться всевозможных деталей, включая международные отношения, то основанная причина – государственная политика в Советском Союзе, направленная прежде всего на развитие промышленности и других отраслей хозяйства при развитии социальной сферы в следующую очередь. Следствием этого была искусственная задержка на много десятилетий массовой автомобилизации населения и задержка строительства автомобильных дорог.

Но принцип дорожного строительства был таков: прежде думай о родине, а потом о себе, т.е. дороги строились в интересах промышленного производства. Даже сельскохозяйственное производство страдало от отсутствия дорог с твердым покрытием. Социальные нужды населения всегда откладывались.

Принципиальное отличие социально-экономической модели формирования сети автомобильных дорог от «автомобильных» моделей состоит в том, что сеть дорог направлена на социальное и экономическое развитие территории, т.е. на улучшение жизни людей (автоматически это полезно и хозяйству, и обороне). А уже потом, в пределах намеченной сети дорог, решаются вопросы трассирования с учетом минимальных строительных, эксплуатационных (для дорог) и автотранспортных (перевозочных) затрат.

Автомобильные дороги, как и городские улицы, – пути следования общественного транспорта, должны работать в таких экстремальных условиях.

Ключевые слова: автомобильные перевозки, автопарк, автодорожная сеть, социально-экономическая модель, транспортная политика.
Категория: Автодороги | Добавил: admin (2017-03-12)
Просмотров: 1856 | Теги: транспортная политика, автомобильные перевозки, автодорожная сеть, социально-экономическая модель, автопарк | Рейтинг: 4.5/2

Коментарі до Модель формирования региональных автодорожных сетей, обговорення та відгуки: