Факторы формирования архитектурных концепций
Факторы формирования архитектурных концепций в информационную эру развития общества Процессы, происходящие в современной архитектуре, соответствуют общей идеологии нашего времени. В результате анализа архитектуры XX века выведены общие закономерности развития архитектуры и формирования идей в архитектуре. В результате определены основные факторы, которые оказывают наибольшее влияние на архитектуру информационную эру развития. Подробно проанализированы факторы: ориентированности архитектуры на потребителя, идеологическое мышление архитекторов, влияние технологических достижений, проектирование выбора в архитектуре. Рассмотрена тенденция, которую приобретает современная архитектура – в виде единого общественного пространства, которая явилась квинтэссенцией влияния всех факторов. Кажущееся многообразие концепций в архитектуре на самом деле формируется в результате влияния данных факторов, и отражают реалии современного мира. Смещение субъектов в архитектурном процессе. В различные времена развития общества и человеческой цивилизации архитектура развивалась под влиянием различных субъектов, которые участвовали в этом процессе. При желании можно выявить периоды, когда движущими элементами являлись различные участники процесса: это была архитектура для богов, или их обожествленных представителей; либо это была архитектура для архитекторов, или это была архитектура для людей. Каждый из периодов оставляла на земле свои материализо- ванные идеи. Д. Фесенко в попытках осмыслить взаимосвязи в архитектурном процессе выстраивает простые схемы, в которых фиксирует участников процесса: это схема «архитектор-потребитель-власть» [3, c. 158] или «девелопер-архитектор-потребитель-власть» [3, c. 189] и т.д., смещение вершин в этих схемах фиксирует смещение акцентов в архитектуре. Данные схемы выстраивались в различные периоды времени и фиксировали определенные моменты истории архитектуры. В современном мире в силу стремления к рыночной составляющей экономики утвердилась схема: «инвестор-потребитель-архитектор», в утвердившейся схеме все большую силу набирает субъект потребитель, перед потребителем лишь стоит проблема выбора. Это сформировало идею развития концептуальной мысли архитекторов в виде социально-ориентированной архитектуры. При этом она кардинально отличается от социально-преобразующих концепций модернистов, которые стремились преобразовать жизнь людей, научить жить по правилам. Концептуальная мысль современных архитекторов направлена на удовлетворение потребностей людей, общества в реальном времени, и не формирование этих потребностей. Смещение акцента в архитектурном проектировании на удовлетворение потребностей людей является одним из факторов, который будет оказывать влияние на архитектуру и в будущем. Концепции архитекторов являются продуктом идеологии своего времени. В XX веке произошли кардинальные изменения в архитектуре. Порой кажется, что один XX век по количеству произведенных сооружений превосходит все предыдущие века вместе взятые. Индустриальная цивилизация, как ее потом ознаменуют, произвела невообразимое количество архитектурных сооружений, памятников, стилей, создала ни одну архитектурную концепцию. Каждая новая концепция и идея провозглашала одну и ту же цель, улучшение качества жизни общества и отдельного человека. Но в действительности каждая концепция формировалась под влиянием общей идеологии своего времени, духа эпохи. Архитектура – продукт нашего мышления, которое формируется под влиянием тех или иных идеологий. В каждый период времени при смене общих парадигм жизнеустройства «новая» архитектура заменяла «старую», которая не отвечала требованиям времени, не соответствовала новому образу жизни. При этом для обоснования тех или иных действий создавались устойчивые для своего времени идеи. Индустриальная эпоха создала не одну идею, которая была актуальна для своего времени. Каждая из концепций при этом была сформирована в рамках одной движущей силы, а именно развитии техники. «Жизнеорганизующие» идеи модернистов были основаны на общей идеи организации жизни по «конвейеру». Так функционалисты разделили жизнь человека на отдельные элементы, породив функциональную типологию в архитектуре. Далее последовала волна стандартизации, которая реализовывалась не только в архитектуре, но и в жизни человека, реализуя идею «выпуска стандартных людей, для стандартных операции, которые они должны были выполняться на «конвейере». Находясь в негодовании от идей XX в., Ж. Нувель раскрыл суть их идей в «Луизианском манифесте»: «Начинаешь понимать, почему обитатели трущоб и фавел предпочитают свои импровизированные, уникальные, случайные, эволюционирующие дома бесконечным рядам блокированных бетонных шкафчиков, запрограммированных как машины для жилья в условиях высокой плотности!» [1, с. 160]. «Машина для жилья» – концепция, родившаяся в эпоху индустриализации. Условия, в которых формируются современные концепции. Современное состояние архитектуры многие исследователи определяют как кризисное, подразумевая отсутствие общей идеологии в архитектуре, и находятся в состоянии ожидания новой парадигмы. При этом отмечают тенденцию разрушения «старых» идей, одна из которых кризис функциональной типологии. При этом всеми без исключения утверждается, что наступил или наступает новый этап развития общества – постиндустриальный. Исследователи, в частности социологи, так же выделяют особенности и движущую силу нового этапа развития общества и описывают вновь формирующийся образ жизни. Выделяют информационные технологии как основной элемент, который оказывает наибольшее влияние на формирование нового образа жизни. Возможно многое из того что мы сейчас имеем и есть тот новый образ жизни, в котором мы будем развиваться в дальнейшем. Тогда вновь появляющиеся многообразные концепции отражают отдельные аспекты нового состояния архитектуры. В многообразных концепциях современных архитекторов, которые сегодня существуют, помимо увлечения отдельными техническими возможностями информационных технологий, выделяются несколько общих тенденций, кроме ориентированности на информационную эру развития общества, это многофункциональность, увлечение проектированием пространств, проектированием выбора. Но выделяя каждый из этих аспектов, и проектируя согласно принятым пунктам, мы не получим современное здание, ибо современные концепции строятся на рассмотрении всех аспектов единовременно, их единовременном анализе. В результате архитекторы занялись проектированием единых общественных пространств с большой вариативностью действий. Любой инженер в современном обществе может купить нивелир чтобы обследования зданий для обнаружения плохо изолированных участков. Так проектируя учебное здание для Технологического Университета г. Канагава архитектор Джуния Ишигами сформировал собственную концептуальную идею, которая основана на общей идеи современных архитекторов – проектирование единого общественного пространства. Суть данной идеи не организация жизни человека по четко сформированным схемам, а дать возможность человеку самому сформировать жизнь в здании, обеспечив его необходимым пространством выбора. В поисках новых концепций в архитектуре современные архитекторы не только увлечены, технологическим аспектом и возможностями, которые открываются перед ними, сколько проектированием возможностей, которые открываются перед людьми, использующих архитектурные объекты. Современную архитектуру принято считать состоянием ожидания. Ключевые слова: информационная эра, архитектурный процесс, концепция, концептуальное мышление, пространство выбора. 1. Жан Нувель, Луизианский манифест/ пер. с англ. Третьяков И., - Проект international № 15. – 2007. – 156-161 с. 2. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну// Академический проект. – М., 2006 – 448с. 3. Фесенко Д. Теория архитектурного процесса: контуры новой парадигмы. - М.: Журнал «Ав», 2010. - 239 с. 4. Rem Koolhaas, Hans Ulrich Obrist. Project Japan, Metabolism Talks…/ Kayoko Ota, James Westcott, AMO; Kцln, Taschen GmbH, 2011. – 719 p. | |
Просмотров: 4271 | | |
Коментарі до Факторы формирования архитектурных концепций, обговорення та відгуки: | |