13:55 Проектирование линейных сооружений | |
Проектирование линейных сооружений происходит, как правило, в три этапа: - установление положения трассы на плане при приближенном учете топографических условий местности; - установление высотного положения трассы при сохранении полученного на первом этапе ее положения на плане; - изменение положения трассы на плане и в продольном профиле с целью установления ее оптимального положения в пространстве. Такое подразделение необходимо, поскольку на планах и в профилях можно использовать только две составляющие для представления пространственного положения сооружения. Широко применяемые в настоящее время автоматизированные методы проектирования построены на раздельном решении геометрии плана и продольного профиля. Однако в будущем станет возможным с помощью таких систем программ реализовать пространственные методы оптимизации. Основы проектирования путей сообщения излагаются лишь в той степени, в которой это необходимо для понимания задач расчета величин, служащих для выноса характерных точек трассы на местность. Каждая трасса состоит из ряда элементов, к которым предъявляются следующие требования: геометрические параметры элементов ДОЛЖНЫ соответствовать требованиям динамики движения; элементы трассы должны быть математически строго определены и быть простыми в производстве расчетов; строительство и эксплуатация трассы, состоящей из этих элементов, должны быть простыми и экономичными. В качестве элементов трассирования, соответствуя указанным требованиям, используются прямая, круговая кривая и клотоида. С геометрической точки зрения они являются плоскими кривыми. Если же проблему проектирования рассматривать как пространственную задачу, как это было уже отмечено, то эти элементы не могут быть использованы и должны быть заменены трехмерными функциями. В настоящее время эта проблема находится в стадии исследования и пока еще нельзя сделать уверенного заключения в отношении того, какие пространственные кривые наилучшим образом удовлетворяют теоретическим и прежде всего практическим требованиям. Прямая. До недавнего времени пути сообщения трассировали длинными прямолинейными участками, в углы поворота которых вписывали короткие круговые кривые. Особенно это было характерно для равнинной местности. В холмистой и горной местностях формы рельефа не позволяли положение длинных прямолинейных участков. Однако не только топографические условия, но и специфика подвижного состава и связанных с ним требований вынуждали проектировщиков отходить от трассирования с применением длинных прямых участков. Возросшие скорости транспортных средств обусловливают размещение круговых кривых большого радиуса. К современному дорожному полотну предъявляются сверх того требования хорошего вписывания в формы рельефа, эстетического восприятия дороги и окружающей местности водителями и пассажирами. Или особые условия из за проблем с отводом земельных участков намеченных для покупки недвижимости. Длинные прямые не отвечают этим требованиям. Поэтому прямая как элемент трассирования все больше утрачивает свое значение особенно при проектировании и строительстве автомагистралей и скоростных дорог, но отнюдь не теряет его полностью. Об этом говорит и тот факт, что при возрастающей плотности движения на двух- и трехполосных дорогах необходимые маневры обгона возможны главным образом на прямолинейных в плане участках. На железных дорогах прямая сохраняет свое значение, так как во многих странах с давно построенной плотной сетью железных дорог их существующее начертание, как правило, остается неизменным. Круговая кривая. С математической, а также и строительной точек зрения простейшей кривой, которой можно соединить две пересекающиеся прямые, является круговая кривая. Благодаря соответствующему выбору радиуса можно обеспечить условия движения транспортных средств и вписывания трассы в формы рельефа. Последовательность прямых и круговых кривых или последовательность круговых кривых различных радиусов необходимо точно установить геометрически, чтобы обеспечить удобство и безопасность движения. При движении транспортного средства по прямой возникают следующие силы: - горизонтальная сила по направлению прямой, вызванная ускорением и определяющая скорость движения; - сила в направлении силы тяжести; учитывая какие проектировщик опирается на действующие нормативные документы по автодорожному строительству. | |
| |
Обговорення Проектирование линейных сооружений - 21 Березня 2012, коментарі та відгуки: | |