› 
 › 
Архитектура античной Греции

23:47

Архитектура античной Греции

Архитектура античной Греции прошла три периода: архаический (образование полисов), классический (расцвет полисов) и эллинистический (экспансия эллинской культуры в новые города Малой Азии и Египта).

Основные строительные материалы греческой архитектуры — естественный камень и кирпич-сырец, реже применялся обожженный кирпич, кроме того, использовалось дерево. Каменную кладку возводили сухим способом без раствора, усиление конструкций осуществлялось с помощью шипов или деревянных шпонок.

Греческая архитектура, до сих пор поражающая совершенством своих форм, в конструктивном отношении отличалась исключительной простотой: состояла конструкция из несущей (колонны, стены) и несомой частей (балки, перемычки, плиты), сформировавшихся в результате стремления к рациональной тектонике и художественно совершенной композиции в классическую ордерную систему. Система эта вначале была представлена дорическим и ионическим ордерами, позднее из ионического развился коринфский ордер, окончательно оформившийся в римский период (название ордеров связано с местом возникновения).

Ордер представляет собой стоечно-балочную систему в художественной форме с выраженным трехчастным членением (рис. 2, а). Основные элементы ордера: колонны, перекрывающие их балки с несомыми частями — антаблемент, а также появившийся уже в римский период пьедестал. Ордер с пьедесталом стал называться полным в отличие от неполного греческого (без пьедестала). Планировочное и пространственное решение одинаково для каждого ордера. Различие заключается в форме колонн и антаблементов, разных пропорциях и архитектурных деталях (рис. 3).

Характерные элементы ордерной системы

Дорический ордер — наиболее простой, строгий и массивный из греческих ордеров (рис. 3, а). Колонны его (без базы) устанавливались на крепиде (стилобат или стереобат) и представляли собой круглый ствол, несколько утончающийся кверху с вертикальными желобками (каннелюрами) и капителью (шейка, круглая плита — эхин и прямоугольная плита — абака). Высота колонны близка к 11 модулям (модуль — радиус колонны в основании).

Ионический ордер отличается от дорического большей легкостью и стройностью, колонны его имеют профилированную базу, а капитель — спиралеобразные волюты и горизонтальный пояс, украшенный глубоким орнаментом с преобладанием яйцевидных деталей — иоников (рис. 3, б).

Коринфский ордер отличается еще большей легкостью, стройностью и нарядностью. Капитель его увенчана листьями аканта и завитками (рис. 3, в).

Характерные формы греческих и римских орденов

Развитие ордерной системы в Древней Греции было связано главным образом с формированием общественных зданий и прежде всего храмов. Представляя храм как жилище божества, греки строили его по прообразу древнего жилого дома (мегарона) с портиком перед ним и статуей внутри помещения. Так был сформирован простейший тыл храма — антовый. Он состоял из прямоугольного зала — целлы и входного двухколонного портика, ограниченного по бокам выступами продольных стен — антами (см. рис. 2, б). Развитием храма в антах служит простиль, четырехколонный портик которого выдвинут по отношению к антам, а также амфипростиль — с двумя торцовыми портиками на противоположных фасадах (см. рис. 2, е). В этот период сформировался также периптер, имеющий колоннаду со всех четырех сторон (см. рис. 2, г). Иногда строились храмы в виде круглого периптера.

Вершиной греческой архитектуры стали храмы Афинского акрополя (расположенная на возвышенности городская крепость): Парфенон, Эрехтейон и храм Ники (богини Победы), построенные в V в. до н. э.

Парфенон — храм богини Афины («парфенон» означает «помещение для девушек», которые согласно преданию ткали пеплос и преподносили его Афине во время торжественных праздников). Это доминирующий в ансамбле Акрополя храм, возведенный зодчими Иктином и Калликратом в 447—438 гг. до н. э. Парфенон представляет собой мраморный периптер дорического ордера, ставший шедевром греческой архитектуры (в настоящее время частично восстановлен). Его размеры по стилобату 30,86 Х 69,51 м, а высота колони 10,43 м при диаметре в нижней части 1,905 м.

Эрехтейон — последняя по времени постройка Акрополя, имеет размеры значительно меньше (11,63 X 23,5 м по стилобату), но структуру более сложную. В портиках Эрехтейона, выполненных в 'ионическом стиле, наряду с колоннадой, использованы опоры в виде статуй девушек — кариатиды. Композиция Эрехтейона противопоставлена Парфенону своими размерами и масштабом, асимметрией и усложненностью, применением более легких и изящных форм ордера.

С IV в. ведущими в архитектуре Греции становятся не храмы, а здания и комплексы общественного назначения, особенно торговые и зрелищно-спортивные. Перестраиваются и возводятся новые города с регулярной прямоугольной структурой. В городах строятся храмовые комплексы, театры, «гимнасии» (здания для физического воспитания, проведения игр и соревнований), «булевтерии» (здания городского совета), торговые и другие группировавшиеся вокруг центральной площади (агора) здания и сооружения.

В связи с завоеваниями Александра Македонского влияние греческой культуры распространилось далеко на восток с одновременным обратным воздействием местных культур на греческую. В наступившем периоде эллинизма создается множество великолепных произведений строительного искусства (Большой алтарь Зевса в Пергаме, Мавзолей в Галикарнасе, башня Ветров в Афинах и др.). Развиваются новые типы построек: дворцы, библиотеки, инженерные сооружения.

В конце I в. до н. э. Греция попадает под господство Рима, могущество которого постепенно растет. Под влиянием культуры греков и обитавших на севере Италии этрусков начинает развиваться римское искусство. Основанный в 753 г. до н. э. Рим во II в. н. э. становится центром мировой державы в Европе.

Просмотров: 5447 | Добавил: | Теги: общественные здания, Греция | Рейтинг: 5.0/1

Обговорення Архитектура античной Греции - 26 Квітня 2012, коментарі та відгуки: